Подписывать, или не подписывать?
Вот в чём вопрос...


Всё-таки интересная штука жизнь (и моя работа в частности)! Сегодня она(они) свела меня с человеком, одно упоминание имени которого для меня священно. Он был мне всегда интересен, но я даже мечтать не мог, что буду сидеть в метре от него, разговаривать с ним, впитывать знакомый голос, столько раз слышанный по телевизору и радиоприёмнику и вдруг понять, что он именно такой, каким я его себе представлял! Я так расписываю свои чувства, ибо уверен, что эти строки никогда не попадутся ему на глаза, хотя во время встречи мне удалось вручить ему адрес моего сайта.

Зная, к кому поеду, я захватил свою подборку фотографий 20х30, которую в своё время назвал "Банк положительных эмоций". Взял без особой надежды, что смогу показать. Но я не хотел потом всю жизнь думать об этом шансе, который не был использован.

И вот, листая фотографии, он роняет фразу, что подписи мешают свободному восприятию фотографий, что каждый человек вправе сам додумать то, что он видит. Авторитет этого человека для меня столь велик, что в тот момент я не посмел вступить в полемику. Хотя, наверно, стоило. Он умеет слушать собеседника. И вот сейчас я сижу перед монитором и который раз рассматривая фотографии, пытаюсь абстрагироваться от названий и прислушиваюсь к своим ощущениям. Что дают комментарии и чего нас лишают?

Не могу не признать того, что наличие подписи под каким-то изображением невольно сужает восприятие и заставляет нас видеть именно так, как хотел автор. Удачно подобранные комментарии могут вообще исключить возможность альтернативного видения.

Конечно, можно не обращать на них внимание.

С другой стороны, почему бы не предложить зрителю свой вариант (иногда, как мне говорят, неплохой). Мой комментарий к фотографии может оказаться всего лишь одним из многих. Всё зависит от фантазии, эрудиции и способности мыслить. Чем больше оттенков изображённой ситуации может представить человек, тем меньше он нуждается в моих подсказках.

Подписывая снимки и (особенно) делая интерактивные "Комментарии" на страницах просмотра я стараюсь в первую очередь создать атмосферу моего присутствия. Будто мы сидим рядом и я говорю с ним, как со старым знакомым. Ведь, когда домой приходят гости и берут в руки мои работы, я всегда принимаю в этом участие и ничего странного в этом нет.

Кроме того, НИ ОДНА из оформленных фотографий не уходила покупателю (или тому, кому я её дарил) подписанной. На раме присутствует только табличка с моим фирменным знаком и указанием автора. К каждой своей работе я отношусь как к авторской и поэтому считаю это уместным. Тем более, что я отвечаю за качество.


3 сентября 2002 года

 

© 2001—2009 Вячеслав Курашенко